Нынешний декабрь богат на новости в предпринимательском законодательстве. К уже описанным изменениям в упрощенной системе налогообложения и необходимости регистрации баз персональных данных добавляется отчетность по форме №20-ОПП. Нельзя назвать это несвоевременным нововведением, ведь приказ ДПА Украины №979, описывающий эту процедуру, вступил в силу еще 14 января 2011 года. Но если до недавнего времени необходимость сдавать 20-ОПП была только на бумаге, то в последний месяц уходящего года налоговики стали настойчиво требовать эту форму от каждого предпринимателя.

Мы постараемся пролить свет на данное требование с точки зрения законодательства и ответить на главные вопросы: «что такое 20-ООП», «кого это касается», «что делать» и «что будет, если ничего не сделать»

Что такое форма №20-ОПП?

Это форма служит для уведомления органа налоговой службы об изменениях в регистрационных данных объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением, или объектов, при помощи которых осуществляется деятельность. Государственная налоговая служба опубликовала на своем сайте список рекомендованных объектов налогообложения. Самыми простыми примерами могут служить: автомобиль, офис, торговое помещение, находящиеся в собственности фирмы.

Подавать форму №20-ОПП нужно в течение 10 дней с момента возникновения изменений в регистрационных данных у объекта налогообложения, создания нового структурного подразделения или изменения самого объекта налогообложения. При этом объекты налогообложения, существовавшие до 2011 года и не изменившиеся в течение этого года, не требуют подачи этой формы.

Кого это касается?

В тексте указа дано достаточно расплывчатое определение лиц, которым нужно подавать ф. №20-ОПП. Однако в самом бланке указаны три возможных категории: юридическое лицо, самозянятое физическое лицо и обособленное подразделение. Таким образом, уведомлять налоговую о ваших личных машинах и квартирах, конечно, не нужно. Также не нужно уведомлять о появлении личного имущества физическим лицам - предпринимателям. Налоговую интересуют те объекты, которые состоят на балансе предприятия, либо связаны с налогообложением, либо используются в хозяйственной деятельности. Например, если вы открыли новую торговую точку (арендуете или купили) и наняли сотрудников для работы в этом помещении, то такая торговая точка подлежит уведомлению как используемая для хоз. деятельности предприятия и как связанная с налогообложением: сотрудникам, работающим в этом помещении, начисляется НДФЛ. Еще примеры: покупка автомобиля в собственность фирмы, изменение назначения помещения (фирма владеет офисом, который перестал использоваться в хозяйственной деятельности и был сдан в аренду).

Что делать?

Если у вас в течение 2011 года появился или изменился объект налогообложения или объект, связанный с налогообложением, из приведенного списка, то вам нужно подать форму №20-ОПП в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) этого объекта.

Бланк ф. №20-ОПП
Пример заполнения

Нет необходимости подавать форму № 20-ОПП для предоставления сведений, в отношении которых установлен специальный порядок: начало хозяйственной деятельности по юридическому адресу; изменениие местонахождения офиса, если такое изменение сопровождается изменением места учета налогоплательщика (эту информацию налоговый орган и так получит); изменение системы налогообложения; внесение изменений в осуществляемые виды деятельности и т.д.

Если вы физическое лицо - предприниматель, вы не арендуете помещение, в котором работают наемные сотрудники, и у вас нет имущества, зарегистрированного на ФЛП, то подавать ничего не нужно. Некоторые налоговые в обязательном порядке требуют подачи формы №20-ОПП от всех предпринимателей или для всех объектов налогообложения, даже появившихся или изменившихся до 2011 года. Однако такие требования неправомерны и не могут повлечь ответственности при их невыполнении.

Что будет, если ничего не сделать?

Если вы попадете в круг лиц, которым подавать ф. №20-ОПП все же нужно, и не сделаете этого, то при обнаружении этого факта сотрудники налоговой будут применять п. 171.1 статьи 171 части II НКУ:

Непредоставление в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений или документов для взятия на учет, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учётные данные, в соответствии с требованиями установленными НКУ,

  • влекут за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 170 гривен, на юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц или юридических лиц, ответственных за начисление и уплату налогов в бюджет во время выполнения договора о совместной деятельности, – 510 гривен.
  • в случае неустранения таких нарушений или за те же действия, совершенные на протяжении года повторно – влекут за собой наложение штрафа на самозанятых лиц в размере 340 гривен, на юридических лиц – 1020 гривен.